Нижегородские пчеловоды в тревоге и печали!
Почему в Нижегородской области не работает закон «О пчеловодстве»
В течениe года мы немало рассказывали о проблемах в агропромышленном комплексе Нижегородской области. Но в основном речь касалась растениеводства и животноводства Между тем оказалось, что наиболее сложной и запутанной темой для региона выглядит пчеловодство.
Чего хотим и что имеем
Оказывается, еще 1 октября 2008 года был принят закон Нижегородской области о пчеловодстве. В силу-то он вступил, но уже на протяжении 8 лет не реализуется. Учитывая, что федеральной программы развития пчеловодства вообще не существует (этот сегмент отдан «на откуп» регионам), нижегородские пасечники остаются без господдержки. Что грозит окончательным уничтожением этой отрасли на Нижегородчине.
Проблем, которые призван решать, но не решает областной закон о пчеловодстве, множество. Приведем только несколько наиболее впечатляющих примеров.
В законе продекларировано обеспечение контроля за соблюдением зоотехнических ветеринарно-санитарных норм и правил содержания пчел, а также осуществление мероприятий по предупреждению болезней пчел, их лечению, борьбе с вредителями и предотвращению отравления пчел. Однако в Нижегородской области не происходит даже обязательного ветеринарного обследования пасек! Специалисты устраивают проверки только по индивидуальным заявкам пчеловодов. Из них 96 процентов – частники. И далеко не все они люди сознательные. У последней категории пчелы начинают сами болеть и заражают других пчел. Не каждый частник в такой ситуации станет бить тревогу. В результате с каждым годом в Нижегородской области погибает все больше пчел.
Сопутствующая проблема – отсутствие обучения пасечников. В Работкинском аграрном колледже ликвидировано последнее в регионе отделение подготовки профессиональных пчеловодов. Нижегородское общество пчеловодов самостоятельно проводит семинары. Но этого явно недостаточно.
К тому же в Нижегородской области не производится компенсация вреда, нанесенного пчеловодам физическими и юридическими лицами, и нет страхования пчелиных семей. Получается, если пчелиная семья погибнет или ее украдут, то пасечник получает чистый и безвозвратный убыток. А тема, между прочим, дорогостоящая — одна пчелиная семья, к примеру, стоит порядка 17 тысяч рублей.
Нижегородские пчеловоды — «второго сорта»?
В странах Европы, в частности в Венгрии, из бюджета на развитие пчеловодства выделяются полтора миллиарда евро на 3 года. В ряде регионов России пчеловодам также финансово помогают в приобретении ульев, промышленного инвентаря. В Нижегородской области ничего подобного нет.
Очень острая проблема – катастрофическое уменьшение площадей, засеянных медоносными культурами: клевером, люцерной, даже гречихой. Агропредприятия и фермеры традиционно выращивают в основном зерно или картошку. А специализированно под медоносы участки не выделяются. Что тоже мешает развитию пчеловодства. Ведь этим насекомым для питания и размножения также необходимы свои «пастбища». А таковых в Нижегородской области остается все меньше и меньше.
Но даже если пасечник преодолеет все препятствия и получит мед, то, оказывается, ему негде его продавать! В нижегородских торговых точках, даже на сельскохозяйственных ярмарках, реализуется в основном на 70 процентов искусственный мед, зачастую завезенный из других регионов. Наши же пчеловоды, готовые торговать качественным натуральным продуктом, остаются без рынков сбыта.
Кстати, законы о пчеловодстве успешно работают в большинстве соседних регионов: в Татарстане, Башкирии, даже в таежной Кировской области. В Белгородской области на законодательном уровне предусмотрено потребление меда по 10 килограммов на человека в год. А у нас, по статистике, нижегородцы в год потребляют всего по 350 граммов этого ценного продукта.
Можно ли «замылить» закон?
Почему такое происходит? Ведь закон-то существует, и принят очень давно…
Оказывается, чтобы закон заработал, нужно сначала подготовить конкретную программу по развитию пчеловодства, рассчитать, сколько ее выполнение будет стоить областному бюджету. Далее программу надо согласовать в правительстве области и, наконец, вынести на голосование в Законодательное собрание. Такая программа – основополагающий документ, без которого закон просто «филькина грамота», которая никого ни к чему не обязывает. Однако именно на этапе разработки все стопорится.
Что же мешает чиновникам довести дело до конца? Пчеловоды сами теряются в догадках. «Мы неоднократно обращались по этому вопросу и в облправительство, и в Законодательное собрание, и лично к министру сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Алексею Морозову. Но всякий раз получаем только отписки или красивые обещания, за которыми не следует никаких реальных дел», — сетует председатель правления лысковского филиала Общества пчеловодов Нижегородской области Валерий Кириллов. Минувшей осенью, по его словам, в минсельхозе ответили, что программа якобы уже разработана (не прошло 8 лет! — Ред.), но показать ее отказались. «Значит, ее как не было у них, так и нет», — считает Кириллов.
Возможно, в министерстве сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области не хватает специалистов, разбирающихся в вопросах пчеловодства. Сейчас это направление в министерстве курирует Алексей Ганюшкин, который одновременно заведует еще и… рыболовством. Причем второе для него явно предпочтительнее. Особенно когда дело касается выращивания мальков для губернатора Шанцева в рыбохозяйственных прудах…
Но возможно, причина инертности чиновников минсельхоза лежит глубже. Министру Морозову совершенно ни к чему, чтобы закон о пчеловодстве работал. Для чего лишняя ответственность чиновнику? Тогда у него прибавится забот, да и отвечать за реализацию закона тоже придется ему. А зарплата министра от этого больше не будет. Для чего искать на свою голову дополнительные проблемы?
«Пусть губернатор рассудит!»
Нижегородских пчеловодов такая позиция совершенно не устраивает. Поэтому они решили пойти «на крайние меры» и написали открытое обращение губернатору Валерию Шанцеву и председателю ЗСНО Евгению Лебедеву. Там, в частности, говорится: «Нам, пчеловодам, представляется, что министерство сельского хозяйства (Морозов А.И.) должно разработать программу развития пчеловодства по Нижегородской области на ближайшие 3-5 лет, представить эту программу на утверждение в правительство Нижегородской области с вынесением вопроса о ее финансировании в рамках рассмотрения проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год или на ближайшие три года, 2018—2020 гг.
Исходя из вышеизложенного просим Вас заслушать министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Морозова А.И. на заседании Законодательного собрания или на комитете по агропромышленному комплексу (АПК) по вопросу «Об исполнении закона «О пчеловодстве» по Нижегородской области».
В программе развития сельского хозяйства Нижегородской области предусматривается добиться высоких показателей, в том числе и по импортозамещению продуктов. Эти показатели могли бы быть еще выше, если подключить к борьбе за высокие урожаи пчел, как один из важнейших факторов повышения урожайности сельскохозяйственных культур на 50 и более процентов».
Пчеловоды надеются, что глава региона понудит минсельхоз наконец озаботиться темой пчеловодства. А мы продолжим держать эту тему на контроле.