Пасека семьи Сапожниковых стала примером эффективности господдержки
Семья Сапожниковых живёт в дер. Бакули, в пригороде Слободского. Деревня небольшая – немногим более 100 жителей, но известная. Её достопримечательностью является музей-усадьба академика А. Н. Бакулева, куда организованы постоянные туристические туры. Гордятся местные жители и тем, что на деньги академика ещё в советское время была заасфальтирована главная улица деревни.Сапожниковы – пчеловоды. Их хозяйство единственное среди подобных ему, получившее в 2016 году областной грант от регионального министерства сельского хозяйства и продовольствия. С этого момента к ним пришла и медийная известность – об успехе пчеловодов сняла репортаж ГТРК «Вятка», написали газеты. Можно сказать, что к достопримечательностям Бакулей добавилась ещё одна, созданная трудолюбием и упорством этих людей.
Отдыхать некогда
Александр и Инна Сапожниковы занялись пчеловодством в 1986 году. Сначала оно было как бы довеском к основной работе (он – механик, завгар, она – директор известного в Слободском магазине «Берёзка»), но потом стало главным занятием, делом всей жизни.
Дом у Сапожниковых большой, кирпичный, со встроенным гаражом. Но сразу, как входишь в него, понимаешь, что попал к пчеловодам – большая прихожая заставлена ульями и заполненными рамками (как пояснил Александр Павлович, сезон выделки мёда у них ещё в самом разгаре).
Проходишь далее и убеждаешься, что для себя в этом большом доме хозяева оставили минимум места. В гостиной стоят станки для выгонки меда, лежат необходимые материалы. Да и на втором этаже постоянно натыкаешься на разного рода предметы, свидетельствующие о Сапожниковых хозяев. Единственное обжитое людьми место – кухня, в которой они принимают гостей, угощая их травяным чаем, мёдом и блинами.
Несмотря на то, что дому уже четверть века, внутренняя его отделка идёт до сих пор. В планах семьи – оборудовать в гараже специальное место, куда можно было бы перенести всё медогонное оборудование, освободив от него жилые помещения. Но на это нужны не только деньги, но и время. У пчеловодов его постоянно не хватает.
В отличие от дома участок с огородом и пасекой поначалу кажется маленьким. Но это только на первый взгляд.
— Здесь у нас стоит 120 ульев, посажено несколько десятков садовых деревьев, огород, — замечает хозяин. – Посмотрели бы вы, и послушали, что здесь весной творится, когда деревья зацветают, – гул стоит.
— Соседи не жалуются?
— Поначалу были небольшие недоразумения. Но потом привыкли. Да и порода пчёл у нас мирная – к ним можно даже без дымаря и сетки подходить.
— Мы облюбовали породу карника, — добавляет Инна Геннадьевна. — Она не агрессивная. И по пчеловодным параметрам очень усидчивая в рамке.
Ритм жизни у Сапожниковых тугим узлом связан с тем делом, которым они занимаются. «Пчёл держать — не на печи лежать» — принцип, которым руководствуются пчеловоды.
- Летом встаёшь в четыре-пять утра, чтобы успеть управиться с домашними делами, — говорит хозяйка. – В восемь, в девятом нужно уже к пчёлам идти. А поскольку часть из них вывозим, то ещё до места надо ехать. А к пчёлам уйдешь – время летит вообще незаметно. Мужу говорю: «Пойдём, пообедаем», на часы смотрю – а там уже шесть вечера. Заканчиваем совсем затемно.
Впрочем, и зимой у пчеловодов дел хватает. Готовятся к следующему сезону – делают рамки, ульи, перетапливают воск.
Ульи – это особая гордость. Их Александр Сапожников делает из полиуретана сам. Они позволяют пчёлам зимовать практически под открытым небом, не нуждаются в утеплительных материалах и специальных обогревателях для пробуждения пчелы.
— Но это в основном мужская работа, — замечает хозяйка. Хотя деление работы на мужскую и женскую в семье весьма условно.
Господдержку пустили в дело
К получению гранта для начинающих фермеров семья Сапожниковых шла три года — пришлось окончить специальные образовательные курсы и разработать бизнес-план, который потом не раз переписывался и уточнялся. Наконец, в 2016 году им удалось убедить придирчивую комиссию в его состоятельности. Как считает Александр Павлович, главным аргументом при принятии такого решения стало то, что грант выделялся не просто на развитие пчеловодческого хозяйства, а для укрепления взаимоотношений пчеловодов со слободским колхозом «Красная Талица» и оказания ему помощи в развитии семеноводства.
Выделенные полтора миллиона рублей пришлись Сапожниковым весьма кстати. На эти деньги был куплен «уазик», приобретены станок для распечатывания сотов и современная медогонка.
Часть средств была направлена на приобретение ульев, рамок и вощины. Как заметил Александр Павлович, всё это значительно облегчило труд и дало возможность расширить пасеку.
— Деньги, которые нам были выделены, мы потратили за четыре дня, — говорит Инна Геннадьевна. – Мы дольше ждали, когда они «упадут» на наш счёт. За это время успели подготовить все необходимые документы и согласовать их с местной администрацией.
По её словам, претензий к оформлению бумаг не было. Сказался опыт её работы на посту директора магазина. Не доставили хлопот и последующие визиты к пчеловодам специалистов из регионального министерства сельского хозяйства, в чью задачу входил контроль за расходованием средств гранта.
А вот взаимодействие с «Красной Талицей» пока ещё не вышло на нужный уровень. Первый опыт установки ульев на лугах колхоза был не совсем удачен. Пчёл вывезли, а колхозу срочно потребовались корма для коров. И клеверное поле, которое пчёлы должны опылить, было скошено. В результате и пчёлы меда не собрали, и хозяйство семян не заготовило.
Нынешним летом «Красная Талица» вообще к помощи пчеловодов решила не прибегать. Но Сапожниковы проект взаимодействия пчеловодов и крестьян всё же считают перспективным и надеются, что их идея ещё покажет себя в будущем.
Впрочем, лето-2017 было тяжёлым не только для крестьян, но и для пчеловодов. У многих из них наблюдалась гибель насекомых. Сапожниковы же, наоборот, говорят, что получили нынче больше мёда, чем в 2016 году. Сказался, как они считают, удачный выбор места размещения ульев. При этом наиболее ослабленные пчелиные семьи там показали даже лучший результат, чем здоровые.
В заслугу Сапожниковым можно занести не только трудолюбие. Их пасека – это не личное подсобное хозяйство, которое не платит налогов. Она оформлена как ИП и несёт полноценное налоговое бремя. Да, это увеличивает затраты, но, как считает глава ИП Инна Сапожникова, имеет и ряд преимуществ.
— Если бы мы юридически не оформили предприятие, то не смогли бы воспользоваться той господдержкой, которая идёт, например, по линии министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей, — говорит она. – Да и грант от минсельхоза мы не получили бы. С этим статусом и в районной администрации отношение другое, и в банке, куда обращаешься за кредитом. Так что пока мы видим от этого лишь плюсы.
Если пчеловодческое хозяйство семьи Сапожниковых и дальше будет идти по такому пути, то у него есть все шансы в 2019 году вновь претендовать на областной грант. Однако Александр Павлович не торопится. Говорит, что сначала нужно пообвыкнуться с разросшимся хозяйством, подсчитать все плюсы и минусы.
— Скинуть бы пару десятков лет, можно было бы замахнуться на создание пчеловодческого совхоза, — говорит он. – Пока же в планах только привлечение на летний сезон наёмных работников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий