понедельник, 10 августа 2020 г.

Жизнь - не мёд и у азербайджанских пчеловодов

Жизнь - не мёд и у азербайджанских пчеловодов


Пандемия коронавируса и введенный в стране карантинный режим создали сложности во всех сферах жизнедеятельности. Со многими трудностями столкнулись и азербайджанские пчеловоды.
Одна из основных проблем этой отрасли сегодня в реализации продукции. Обычно каждый год осенью в течение целого месяца в Баку и других городах республики работают выставки-ярмарки меда. За это время пчеловодам в целом удавалось продать минимум 100-120 тонн своей сладкой и целебной продукции. В нынешнем же году ввиду угрозы распространения инфекции такие ярмарки под большим вопросом.
Другой серьезной проблемой для пчеловодческих хозяйств стал значительно сократившийся импорт пчелиных маток и воска, без которых разводить пчел очень трудно. И это тоже связано с пандемией.
А меда стало в два раза больше
В последние годы государство оказывает местным пчеловодам внимание и поддержку. В частности, на каждую пчелиную семью (улей) предоставляется субсидия в размере 10 манатов в год. Председатель Ассоциации пчеловодов Азербайджана Бадреддин Хасратов сообщил, что после того, как отрасли стали помогать финансово, в регионах страны возрос интерес к пчеловодству.
«В стране увеличилось и число пчеловодов, и количество ульев. Если 2-3 года назад в Азербайджане было 250 тысяч пчелиных семей, то сейчас количество ульев медоносных пчел составляет 500 тысяч. Это означает, что увеличилось и производство меда. Еще недавно в год производилось до 2,5 тысячи тонн этой полезной продукции, а сейчас получают почти 6 тысяч тонн», - утверждает Б.Хасратов.
Потребление меда в Азербайджане составляет 5 тысяч тонн в год, уточняет он. И в прежние годы из-за того, что местное производство не могло удовлетворить спрос, мед приходилось импортировать. Сейчас его производство превышает спрос, однако неожиданно возникли проблемы с его реализацией.
Двухманатный мед не может быть качественным
Председатель Ассоциации пчеловодов также заявил, что из-за рубежа к нам завозится очень много некачественного меда. Но из-за дешевизны его охотно покупают, а наши пчеловоды тем временем несут убытки. Конкурировать с импортными дешевыми фальшивками трудно. А если доходы небольшие, то на развитие хозяйств денег не хватает, а значит отечественное пчеловодство может вернуться на исходные, десятилетней давности позиции.
Ассоциация пчеловодов даже обратилась к правительству страны с предложением ввести на определенный срок ограничения на ввоз импортного меда.
«В Турции и в Израиле поступили именно так – ограничили объемы импорта меда или даже на несколько месяцев вообще запретили его ввоз  в страну. Таким образом обе страны смогли обеспечить интенсивное развитие местного пчеловодства. Ну как, скажите, собранный, расфасованный и преодолевший благодаря предпринимателям тысячи километров мед может стоить всего  2 маната за килограмм? В продаже сейчас есть даже такой, что стоит вообще 1,8 маната за килограмм. И это с учетом отчислений для предпринимателя, который привез его, и маркета, торгующего этой продукцией. Импортируемый мед в основном получают путем опыления тысяч гектаров полей подсолнечника и цветущих растений. Его производителей заботят барыши, а не качество. Но в итоге местный мед продается плохо. Да, меры, предпринимаемые государством для развития пчеловодства, - огромная помощь для нас. Но этот импортируемый дешевый мед остается нашей самой большой головной болью», - сетует председатель Ассоциации пчеловодов.
С полей в горы
Еще одна проблема местных производителей меда – чрезмерное обработка полей с разными сельхозкультурами сильными химикатами. Были годы, отмечает Б.Хасратов, когда наши пчелы погибали буквально массово. Некоторые пчеловоды потеряли по 50-100 ульев.
«Увещевать хозяев этих полей бесполезно. Порой нешуточные конфликты возникали. Приходится уходить со своими ульями подальше, в леса и горы», - говорит Б.Хасратов.
Председатель контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации пчеловодов Шахин Джафарли тоже рассказал haqqin.az о проблемах со сбытом меда. Из-за карантина пчеловоды не могут приезжать в Баку, а в районах покупателей мало, пожаловался он. По словам Ш.Джафарли, у некоторых пчеловодов скопилось по нескольку тонн меда.
«Пандемия стала причиной многих проблем, которые сейчас испытывают пчеловоды. Особенно те, что живут в Баку. Только после нескольких наших обращений им удавалось выезжать в районы. А после введения ужесточенного карантинного режима с лимитом стало еще хуже. Кто-то смог получить разрешение на выезд, а кому-то отказали. Правда, с этим в дальнейшим разобрались, но ведь мед надо собирать вовремя. Многие пчеловоды из Баку и Сумгаита не смогли обеспечить необходимый уход за пчелами и подготовку к сезону. Те, кто занимался мобильным пчеловодством, не смогли получить хороший урожай, потому что не подготовились к медовому сезону», - сказал Ш.Джафарли.
Порой ответы на обращения запаздывали, и пчеловоды, перевозившие пчел в соседние районы, не могли их вернуть обратно. А без присмотра ульи разоряют и животные, и люди... Некоторые пчеловоды потеряли до 20 ульев.
«Вот интересно, почему фермерам во время карантина можно было привозить в столицу овощи-фрукты, а пчеловодам это не разрешили. А ведь в Баку живут их основные покупатели», - удивляется Ш.Джафарли.
Крупные хозяйства поставляют мед в маркеты
Как утверждает пчеловод из Балакена, маркеты предпочитают закупать расфасованный мед. Но для пчеловода фасовка означает дополнительные расходы.
«До этого года у нас было много туристов, работали отели и кафе. А в этом году мы ничего продать не можем. На распроданных всего-то 5-10 килограммов меда заработать и на жизнь, и на уход за пчелами невозможно. Вся надежда на то, что в ноябре-декабре все же будет организована ярмарка», - говорит пчеловод.
В настоящее время килограмм мед с мобильных пасек стоит 25-30 манатов за килограмм, со стационарных  - 20 манатов, а оптовая цена – 15-20 манатов.
Отметим, что ежегодно пчеловоды жалуются на покупателей, а те, в свою очередь, не уверены в том, что местные пчеловоды их не обманывают, потому что поддельного местного меда, увы, очень много. На ежегодной медовой ярмарке его выявляют тоннами...
Ульвия Худиева

Комментариев нет:

Отправить комментарий